Карта сайта Центра информационных коммуникаций - портал о медиабизнесеНа главную Центра информационных коммуникаций - портала о медиабизнесеНаписать письмо в Центр информационных коммуникаций

Главная / Аналитика /

20.08.2008

Репортажи из постмедийной эпохи

Взгляд на постмедийную эпоху сродни взгляду из космоса

Ц.И.К.: «Медиа будущего» – тема августовского номера футурологического журнала Sync. Аналитики и эксперты журнала прогнозируют наступление новой постмедийной эпохи и очерчивают ее виртуальные контуры.

Текст:

Опросы исследовательских служб Gallup и Pew Rese arch Center регулярно фиксируют снижение уровня доверия и интереса людей к средствам массовой информации: сейчас индекс недоверия в странах Запада составляет уже порядка 45%. Все несетевые, «традиционные» СМИ не могут побороть медленное, но неуклонное падение рейтинга.

Появится ли в будущем решение этой проблемы? Российские и зарубежные эксперты пока не видят света в конце тоннеля, хотя уже прекрасно представляют себе контуры будущего медиамира.

Рецепты информационной диеты

Тотальный Hosting

Легендарный медиатеоретик Норманн Соломон и аналитики PEJ (Project for Excellene in Journalism) сходятся в том, что в перспективе основным полем распространения информации станет сеть, хотя привычные неэлектронные средства массовой информации вряд ли исчезнут с медийного поля.

Спустя несколько лет вся территория Америки станет зоной беспроводного широкополосного доступа. Европа последует за ней лет через пять, потом придет очередь стран БРИК.

При этом главным техническим средством выхода в сеть станут мобильные устройства – многофункциональные коммуникаторы. В начале этого года в США прошел конкурс на распределение частот, освободившихся после перехода телевидения на цифровое вещание, среди провайдеров беспроводного интернета.

Спустя несколько лет вся территория Америки станет зоной беспроводного широкополосного доступа. Европа последует за ней лет через пять, потом придет очередь стран БРИК. В результате телефонную связь, в том числе мобильную, заменит IP-телефония, а выйти в сеть можно будет везде, куда доходит сигнал. Это, однако, не приведет к смерти телевидения, радио и газет. Просто они перейдут на вещание через интернет, как уже сегодня делает большинство крупных телерадиокомпаний.

Рекламный бизнес уже присматривается к этим возможностям: еще в 2005 году Эндрю Робертсон, Глава BBDO Worldwide (третья крупнейшая в мире рекламная сеть) заявил о перспективности рынка «мобильной рекламы». Впрочем, он указал и на грядущие трудности рекламщиков: «Единственный способ заставить пользователей мобильников обратить на вас внимание – создать контент, который они сами хотели бы получить». В этой отрасли есть за что бороться: по прогнозам компании Jupiter Research, к 2010 году мировой оборот рынка интернет-рекламы, в котором постоянно возрастает «мобильный» сегмент, достигнет 18,9 млрд долларов.

Впрочем, человек перестанет напрямую контактировать с медиа, передав функции отбора полезной и нужной информации усовершенствованным поисковым машинам. На основе сформулированного пользователем запроса они будут составлять «индивидуальную» газету (теле-, радиопрограмму), отсекая все лишнее. Можно сказать, что средства массовой информации в традиционном смысле этого слова перестанут существовать, и на их место придут средства создания информационных материалов, удобных для отбора по индивидуальным запросам. Впрочем, предвидя это, медиагиганты уже сегодня стремятся поглотить поисковики и дело «MS против Yahoo» – только первая ласточка.

1. Рост потребления информации

Homo Sapiens стремительными темпами превращаются в «медийных животных». Чем шире доступ к медиаконтенту, тем острее и масштабнее становится информационный аппетит. Люди привыкают одновременно потреблять различные формы медиаинформации – посредством телевидения, интернета, печати и других инструментов передачи контента.

Прогноз: Средняя суточная продолжительность потребления информации человеком превысит время его бодрствования. В то же время удельное внимание потребителя на каждый медийный продукт существенно снизится. Воздействие рекламы также ослабнет.

2. Фрагментация

В то время как мы потребляем все большее количество информации, медиапродукты становятся все более фрагментированными. В случае с телевидением суммарный объем внимания к телепрограммам по-прежнему растет, однако взрывное увеличение количества новых каналов означает, что аудитория каждого из них неуклонно сокращается. Дробление аудитории – самый знаковый и безусловный тренд нашего времени.

Прогноз: Медиарынки станут в значительной степени эфемерными. О стабильном и прочном бизнесе в индустрии медиа придется забыть – волатильность рынка вырастет, прибыльность сократится. Расходы на производство информации придется существенно сокращать.

3. Включение аудитории

Прогнозы о доминировании контента, созданного самими пользователями, превратились в повседневную реальность. Вопреки засилью непрофессионального контента стоимость качественной информации не только не растет, но продолжает ощутимо снижаться. Потребители отдают предпочтение интерактивным медиапродуктам, которые в свою очередь дробятся на сети по интересам.

Прогноз: Бесконечный рост объема информации. Фрагментация внимания. Появление новой Pro-Am модели контента – профессионально-любительского.

4. Персонализация

Медиа становятся все более персонализированными. Потребители СМИ борются за обретение контроля над потоками информации. Людям важно иметь возможность выбирать интересную информацию и потреблять ее в нужном месте и в удобное время.

Возросший контроль над информацией позволит сфокусировать внимание рекламодателей. Судьба персонализированный рекламы будет зависеть от того, как станет развиваться отношение общества к частной сфере.

Прогноз: Стремление потребителей контролировать медиа только усилится. Злоупотребление узкосегментированной рекламой неизбежно приведет к сильной отрицательной реакции. Многие предпочтут выйти из индустрии, другие останутся в том случае, если смогут предложить реально удовлетворяющий потребителей продукт.

5. Возрастные изменения

Диаграмма показывает, что каждое поколение вполне постоянно в своих медиапредпочтениях. В то же время группы весьма различны между собой. Средний возраст аудитории традиционных медиа – таких, как телевидение, радио и газеты, – продолжает расти. Со временем возрастная картина потребителей СМИ может измениться до неузнаваемости.

Прогноз: Медиа будут сегментированы в значительной степени по возрастному принципу. Возраст аудитории неизбежно отразится на том, как будут выглядеть ориентированные на данные сегменты СМИ.

6. Скорость передачи информации

Во всех развитых странах подавляющее большинство интернет-пользователей обладает широкополосным доступом в сеть. Вскоре подобная ситуация сложится и в менее развитых частях мира. В то же время возрастает роль мобильного контента, и через несколько лет пользователи получат доступ к сколь угодно сложному контенту в любой точке земного шара.

Прогноз: Видео станет основной информационной единицей для всех электронных медиа. Доступ к визуальной информации и музыке не будет зависеть от инфраструктуры и географической привязанности.

В начало

Обсудить на форуме Центра информационных коммуникаций